Птицына Лидия.

Мою прапрабабушку звали Птицына Лидия Пансофьевна,

ниже пойдёт речь об её обучении в

Орловском епархиальном женском училище.

Птицына Лидия Пансофьевна. Фото 1908-1909 гг.

Птицына Лидия Пансофьевна.


Птицына Лидия Пансофьевна родилась 22 марта 1892 года в селе Петрушково. В 1902 году, пройдя испытания, поступила в Орловское епархиальное училище. Забегая вперёд, отмечу, что там учились все дочери Пансофия: Лидия, Наталия, Анна и Вера (3 года). Орловское епархиальное женское училище ꟷ заведение для образования дочерей православного духовенства. По первоначальному замыслу здесь должны были готовить жён будущих священников. Но воспитанницы также пополняли ряды учительниц. На территории здания училища располагались Введенская церковь, флигеля, сад и огород.
Училище располагалось в самом центре города Орла на самой красивой и видной улице. На обширном дворе размещалось здание для жилья девиц и для классов, при котором находилась каменная двухэтажная церковь. Все помещения: классы, залы, коридоры, спальни, больница ꟷ были очень просторными, светлыми, тёплыми, чистыми и опрятными. Училище ставило задачу «приготовить женщину, как человека смыслящего и благонравного, как разумную жену, примерную мать и образцовую хозяйку». Воспитанницы сами себе шили платья, бельё, по очереди готовили обеды и сервировали стол, убирали комнаты и занимались садоводством.
Каждый день, утром и вечером, девочки слушали молитвы. Соблюдали пост. Меню в постные дни было следующим: на завтрак ꟷ чай с белым хлебом, на обед ꟷ севрюга с хреном и огурцами, лапша с грибами, рисовые котлеты с соусом, на ужин ꟷ гречневая каша с подсолнечным маслом. Распорядок дня: просыпались в 7 утра, в 8 шли на молитву, с 9 до 15 уроки, перемены по 20 минут, в 21 час ложились спать.

Выписка из метрической книги о рождении Птицыной Лидии.

Орловский государственный архив Ф.83 ОП.1 Д.19 Л.208

Прошение при поступлении. Орловский государственный архив Ф.83 ОП.1 Д.19 Л.207

Изучали следующие предметы: закон божий, церковную историю, русский язык, словесность, историю литературы, русскую гражданскую историю, всеобщую гражданскую историю, географию, арифметику, геометрию, физику, педагогику, гигиену, чистописание, духовное пение, рукоделие. Обучение было платным, отец Пансофий вносил 125 руб. ежегодно. (ОЕВ, 1906 год, №36.) Училище было шестиклассным. За дополнительную плату можно было освоить музыку, рисование, французский и немецкий языки.

После уроков девочек учили вязанию, кройке и шитью, домашнему рукоделию. (ОЕВ, 1908 год, №24 стр.289.)

Лидия была высокая, стройная, спокойная, ладила с детьми и хорошо готовила, пекла хлеб, пироги, у неё была швейная машинка Зингер, она хорошо шила. После училища она преподавала старославянский язык в церковно-приходской школе. Вскорости по окончании училища она вышла замуж за священника Жаворонкова Василия Ивановича, об этом будет рассказано чуть позже. Лидия Пансофьевна была матерью-героиней и имела медаль и удостоверение, у неё родились 10 детей, трое из которых умерли в маленьком возрасте. Умерла она от затяжной болезни (рак кишечника) в феврале 1960 года, жила в это время у своего сына Константина Васильевича и была похоронена на кладбище около больницы в Комаричах в одной могиле со своим сватом. Сейчас кладбище заброшено, всё в сучьях, на могиле стоит железный памятник.
В статье Елены Алексеевны Коржевской «Замолкнет молитва ꟷ задремлет голос совести» описано появление первого в России Царскосельского училища, цели, задачи, которые стояли перед училищами по всей России. Приведу некоторые выдержки из этой статьи.
«У выпускниц училища был огромный альбом с фотографиями. Из альбома смотрели на нас прелестные девочки в белых пелеринках, серьёзные и нежные.
От девочек, окончивших епархиальное, исходил некий свет духовности, стойкости, доброты. Были они все в прошлом учительницами, а судьбы у всех сложились по-разному. Кто-то был свидетельницей «расцерковления» своих родных, оплакивали близких, осуждённых или расстрелянных за сан. И никогда эти женщины не роптали на судьбу, не отчаивались, не унывали. Вера поддерживала их в самые страшные дни. Свою религиозность они никому не навязывали, но внуков обучали молитвам.
Начало истории обучения девиц духовного звания восходит к незапамятным временам, к той поре, когда при монастырях стали возникать приюты для детей духовенства. Эти учреждения назначались для сирот и имели в виду благотворительную цель, давая убежище не имеющим, где голову приклонить.
Девочкам прививали навык в ведении хозяйства, учили читать и писать, сообщали элементарные сведения из закона божьего, но в строгом смысле слова эти приюты не были учебно-воспитательными заведениями. Дочери же здравствующих священников в лучшем случае учились грамоте в собственном доме, в худшем ꟷ пополняли ряды неграмотных матушек, которые частенько становились лёгкой добычей для сектантов разного рода.
Великая княжна Ольга Николаевна, которой мы премного обязаны в деле образования и просвещения дочерей духовенства, в записке к Обер-прокурору Синода писала: «Горько оплакивают священники несчастье иметь жён, не получивших никакого образования и воспитания, не способных быть им подругами жизни, не могущих заняться воспитанием своих детей».
Не только царской семье Николая I, но и российскому духовенству было ясно, что «чем больше будет число образованных жён священнослужителей, тем более духовенство будет достигать благодетельного влияния на своих прихожан».
Ясно было и то, что общее светское образование дочерям священнослужителей не подходило, необходимо было образование духовное, чтобы будущая матушка имела общее нравственное развитие с выпускниками семинарии. Натура деятельная, неутомимая, великая княжна Ольга Николаевна взялась собственноручно за устроение учебно-воспитательного учреждения для девиц духовного звания. Заботами княжны появилось первое учебное заведение такого типа в России. Открыто оно было 22 октября 1843 года в Царском Селе на пожертвования царской семьи и средства, выделенные духовенством. Располагалось училище на Московской улице близ парка, в двух кварталах от Александровского дворца.
Ольга Николаевна составляла Устав и программу училища, наметила порядок жизни воспитанниц, обозначила цель воспитания и просвещения питомиц. Она считала долгом училища «приготовить из девочек истинных христианок, жён, способных составить приятное общество мужьям, помогать им в содержании церковных зданий в приличном порядке, приготовлять лекарства больным, заниматься воспитанием своих детей и содержать в лучшем виде своё домашнее хозяйство».
Начертанные рукой великой княжны Устав училища развивал эту мысль более подробно: «Воспитанницы должны быть достойными супругами служителей алтаря Господа, на которых лежит священная обязанность назидания прихожан в вере и нравственности и кои посему должны отличаться примерно-благочестивой жизнью, а также быть попечительными матерями, взращивающими детей своих в правилах благочестия и добронравия, умели бы развивать их способности и наблюдать за полезным употреблением ими вакационного времени».
Первые епархиальные училища были крайне стеснены в средствах, большая их часть представляла собой трёхклассные учебные заведения. Наступала великая эпоха преобразований Александра II. Вопрос народного образования стал вопросом первостепенной государственной важности. Выяснилось, что Россия колоссально отстала от большинства стран Европы. В России на 1 учащегося ребёнка приходилось 80 не учащихся.
Нужны были учебные заведения по подготовке педагогических кадров. Ими стали гимназии, училища духовного ведомства и епархиальные училища.
Православное духовенство принесло посильную жертву на алтарь отечественного просвещения. К 1863 году в 36 губерниях было учреждено 16 907 школ при православных церквях. Духовенство не только субсидировало школы, но и поставляло народным школам учителей в лице своих дочерей.
В 1860-е годы училищ для девиц духовного звания было ещё недостаточно для огромной Российской империи. В большинстве городов и сёл России девочек учили в семье, казённое образование было роскошью. Заботиться о нём не было ни средств, ни побуждения. Реформы Александра II, расторгнувшие сословность (не обязательным стал для священников брак с дочерью непременно священнослужителя, отменено было закрепление мест в приходе за детьми), подтолкнули духовенство к осознанию значения образования. Оно стало для их дочерей единственным средством занять приличное положение в своём сословии или быть на высоте в случае замужества с человеком другого сословия. Женские епархиальные училища завоевали симпатию священников по всей России.
Епархиальные училища пользовались огромной популярностью, росло количество желающих учиться в них девочек, епархиальные власти изыскивали средства к увеличению штатов, расширению площадей. Училища из сиротских превратились в общедоступные для девиц духовного звания, стали шестиклассными. Во всех губернских городах России постепенно возникли епархиальные училища.
Петербургский Митрополит Исидор, внёсший огромный вклад в развитие училищ, предостерегал: «Замолкнет молитва ꟷ задремлет голос совести». Он заботился, чтобы девочки чтили привезённые из дома иконы, также выдавал деньги, чтобы девочки раздавали их крестьянам. Был строг в подборе учительниц, предупреждал, что воспитательниц можно брать только из духовенства. Исидор также следил, чтобы отношения наставниц были самые сердечные, доброжелательные, воспрещалось ругать ребёнка при всех, в то же время следил, чтобы «непослушание не оставалось без внимания, иначе образуется характер надменный, неуважительный, ибо небрежение к своим обязанностям будут своевольны, дерзки и составят несчастие домашних». Исидор считал, что умственный труд должен чередоваться с ручным. По его инициативе заведено было, что дети сами накрывали на стол, по очереди готовили на кухне, после еды мыли посуду. Шли споры, в 6 или в 7 утра вставать, Исидор считал, что раннее вставание полезнее, а если от раннего вставания проголодаются до обеда, запастись хлебом с солью и выдавать его к 3-му уроку.
Исидор ратовал за самобытность епархиальных училищ, которые не должны были копировать светские учебные заведения. Просил завести в училище журнал на выпускниц и следить за их судьбой, посылать им книги, показывая, что училище не забыло питомицу. Исидор входил во все вопросы жизни училищ. Хлопотал, чтобы в классе было не более 30 человек. Протестовал против наград за учёбу («Похвальный лист может даже сестёр поссорить»), а вот награда за товарищество — это другое дело.
Исидор принимал деятельное участие в составлении перечня предметов для епархиальных училищ. Наиважнейшими он считал закон божий, русский язык и каллиграфию. Протестовал против иностранного языка и сожалел, что не будут девочки подробно изучать старославянский. Он уверял, чтобы девочки сдавали необширный, но толковый экзамен на учительницу одноклассной церковно-приходской школы, да обучались шитью, да освоили искусство печь просфоры. По наблюдениям Исидора, часто из слабеньких учениц выходили славные труженицы. А даровитых митрополит предлагал выделить и усилить для них изучаемый курс. Исидор ратовал за то, чтобы пение было непременным спутником питомиц училища, ибо «хоровое пение оживляет детей, оставляет после себя жизнерадостное настроение».
Посоветовал зимой устроить горку в саду, заказать санки, чтобы девочки на отдыхе как можно больше двигались.
Трогательно прощался Исидор с выпускницами училища. Каждой подарил на память икону, распорядился, чтобы девушкам при выпуске выдавали одежду, обувь и бельё на год и небольшие деньги на первое время. При прощании митрополит напутствовал питомиц на светлое дело учительства и, обращаясь к Господу, рек: «Благословивший детей, благослови и сих и вручи их покрову Пречистой твоей Матери».
Епархиальные училища завоевали любовь духовенства. Первые выпуски уже показывали, что из стен училищ выходят девушки, «составляющие гордость своего сословия, изрядно образованные, с развитым религиозным чувством, любовью к церкви, преданностью Отечеству и престолу, в точности исполняющие христианские обязанности, сердечно усвоившие начала нравственности, приготовленные к практической жизни».
Радость была великая, что появились достойные помощницы священников, образованные и воспитанные матери. И, конечно, великую силу составляли епархиалки на ниве учительства. Аттестат об окончании давал право на звание народной учительницы и домашней учительницы «по тем предметам, в коих оне оказали хорошие успехи».
Общество оценило епархиалок и с охотой принимало их на учительство, часто давая предпочтение перед гимназистками; учитывая, что епархиалки имеют в училище практику, преподавая при образцовой школе. Замечено было также, что качество знаний епархиалок не ниже. При сравнении же программ училищ и гимназии и вовсе выходило, что программа епархиальная шире гимназической.
В 1898 году в Уставе последовали изменения, в целом он опирался на старый Устав, но были и нововведения. В училище стали принимать девочек не младше 10 лет. Летние каникулы длились 2 месяца. Сироты полностью освобождались от оплаты, остальные платили только за пансион или полупансион. Рекомендовалось преподавание гигиены, приглашение врачей для бесед со старшеклассницами.
Авторитет епархиальных училищ рос год от года. В них стремилось поступить всё больше иносословных детей. Устав рекомендовал ограничить наплыв и принимать не более 10 % от общего числа учениц.
Замечательную речь произнёс на выпускных торжествах 1879 года в Харькове преподаватель Снегирёв А. Напутствуя девочек, он подчеркнул, что «первая роль епархиалок ꟷ действовать на судьбу человечества посредством воспитания своих детей. Неширока сфера этой кропотливой деятельности, но обильна содержанием и важна результатом. Кому, как не вам, предстоит возвысить семейный быт, озарить жизнь новым светом. Многие из вас станут на трудный путь учительства. Сфера деятельности народной учительницы так сложна, совмещает столько трудностей, требует гибкости, такта, артистичности. Вы окрылены мечтами о лучшей, совершенной жизни ꟷ так вознеситесь же над дрязгами, мелочами, превратностями судьбы, не задерживайтесь в осуществлении этих возвышенных стремлений».
Очень интересным и прогрессивным начинанием было введение в ряде училищ сельскохозяйственных отделов. Например, в Васильевском, открытом в 1912 году, будущие сельские учительницы или потенциальные матушки приобретали необходимые сведения из всех отраслей сельского хозяйства. В некоторых училищах преподавались помимо прочих дисциплин пчеловодство, садоводство, огородничество, птицеводство, скотоводство, молочное хозяйство, полеводство. Зимой девочки изучали теорию, весной и осенью ꟷ практику. Девочки учились шить рабочие с/х костюмы, изучали молебны на засев, выгон скота весной, моления на случай засухи. У каждой воспитанницы была своя грядка, своя яблонька, свои куры и утки и т.д. На уроках молочного хозяйства девочек учили доить коров, работать на сепараторе. На пчеловодстве велось дежурство на пасеке. Мёд шёл потом на стол в пост как замена сахара. На уроках садоводства учили методам распашки земли, внесению удобрений, прививкам, посадкам. Дары сада также шли на общий стол. Уроки скотоводства предполагали занятия по уходу за скотом, лечению скота, давался опыт выведения цыплят в инкубаторе. Были ещё и уроки домоводства с сообщением сведений о гигиене жилища, хранении продуктов, заготовках впрок. Воспитанница училища мыслилась как образцовая хозяйка и советчица крестьянам.
Инструкция Васильевского училища формулировала требования к выпускницам: «из девочек надо вырабатывать не кукол с завитыми волосами, не грубых кухарок, не барышень со стриженными волосами, синими чулками и очками на носу. Здоровые физически, жизненно разумные, с правильно развитым умом, с сердцем, направленные к святым и чистым чувствам, с волей крепкой и нравственно устойчивой должны выходить из стен училища женщины ꟷ будущие матери, матушки, учительницы».
Так продолжалось до весны 1918 года - времени закрытия училищ. Из воспоминаний выпускницы 1903 года Орловского епархиального училища Александры Поярковой: «Когда шло «расцерковление» священников в 1927 году, родителей буквально выбросили из дома, но вера спасла от превратностей судьбы, молитва утешала и ещё сила черпалась из воспоминаний. Великой поддержкой была память о заветах юности, о приветливом крове училища, добрых наставниках и учителях».
Статья Елены Алексеевны Коржевской «Замолкнет молитва ꟷ задремлет голос совести» из Государственной публичной исторической библиотеки shpl.ru.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website