Село Петрушково Шаблыкинский район Брянской обл.

Село Петрушково.


История — это не только люди, но и место, где они проживали, трудились, растили детей, передавали традиции из поколения в поколение. Три поколения предков жили в селе Петрушково Карачевского уезда, Орловской губернии. Сейчас это Шаблыкинский район Орловской области.
Мы с родными хотели узнать, сохранился ли храм в селе Петрушково. Позвонив в Косулическую администрацию, выяснили, что храма давно нет, сгорел во время Великой Отечественной войны. Глава администрации любезно предоставила контакты людей, которые приезжали и интересовались историей села, как потом оказалось, — это были соавторы будущей книги «Храмы Карачевского уезда». Мне удалось приобрести эту книгу в Брянском краеведческом музее. В ней описаны Петрушково и Троицкая церковь, а также упоминаются священники Птицын Пансофий и его будущий зять Василий Жаворонков. Я связалась с тремя её авторами, которые поделились интересной информацией. И теперь, благодаря книге, мы можем себе представить, как выглядел храм.
Село Петрушково расположено в 10 км западнее Шаблыкина, на левом берегу реки Водочи. Впервые оно упоминается в XVII в. как существующее село в составе Самовской волости Карачевского уезда. С 1861 по 1924 гг. Петрушково относилось к Сомовской волости, а ныне входит в состав Косулического сельского поселения.

Книга "Храмы Карачевского уезда".

В 1626‒1627 гг. в Петрушкове служили «поп первой Нестеров, поп Степан, пономарь Жданко Иванов». В 1717 г. священника Филиппа Петрова сменил Иван Афанасьев. В 1841 году в Троицкой церкви служили священник Степан Полидоров, дьякон и два причетчика, считавшие своё содержание «посредственным». В 1868 году священника Ивана Попова сменил Николай Введенский (возможно ему адресовал своё фото Пансофий), переведённый из Навли. В 1894‒1903 годы упоминается священник Пансофий Птицын. В 1910‒1915 годы причт состоял из священника, дьякона и псаломщика. Настоятелем храма в эти годы был Василий Жаворонков. Казённым жалованьем причт обеспечен не был.
В 1913 году в Петрушково пожаловала огненная стихия. Сгорела и церковь. Вместо неё в 1914 году построили новый деревянный храм, названный в страховой ведомости «временно-молитвенным». За разумную распорядительность при пожаре священник Василий Жаворонков был награждён набедренником.
Временную церковь построили в стороне от погорелого места. Для неё выложили дубовый фундамент, облицевав его сверху кирпичом. Сам храм срубили из «плотного нового соснового леса», соорудили железную крышу. Размеры здания составили 22,5х8,5х4,5 м: как видим, для временной церкви они довольно большие. Внешний вид храма был не совсем традиционным: сруб простой формы надстроили одноглавым купольным барабаном, расположив его ближе к алтарной части. Размеры этой надстройки достигали 5 м в диаметре и 3,5 м по высоте. В здании прорубили 14 окон размером 2х1 м, вставив в них двойные рамы. Три наружные двери обили железом; перед западным входом соорудили крытое железом крыльцо на деревянных колоннах, имевшее размер 2х4х3,5 м, а перед боковыми входами ꟷ похожие крылечки размером 1,5х2х3,5 м. Звон, состоявший, как и в прежней церкви, из 5 колоколов, располагался на простой звоннице. К началу зимы 1914‒1915 гг. в храме устроили две печи.
Престол в церкви сделали только один, Троицкий. Его срубили из липы, а жертвенник из сосны. Алтарной преградой служил иконостас размером 8х3,5. Вне иконостаса в 1915 году пребывали более 70 икон: вероятно, значительную часть церковного имущества при пожаре удалось спасти. Об этом же свидетельствует и общее количество застрахованных предметов: 243.
Памятуя о случившемся пожаре, временный храм сразу застраховали «в полной оценочной сумме» 6 000 рублей, в то время как страховая оценка сгоревшего здания составляла 10 000 рублей. (В РГИА хранятся документы: страховые ведомости движимого имущества церквей, 2 благочиния, 1915 год, село Петрушково Карачевского уезда с подписью Жаворонкова Василия Ивановича (Ф.799. Оп.33. Д.1241, Л.558 об.-559).
В приходе Троицкой церкви большое внимание уделяли образованию крестьян. Земская школа в селе упоминается с 1878 года. В 1897 году в Ивановке открыли школу грамоты. В 1900 году начала действовать земская школа в Косуличах, а школа в Петрушкове была преобразована в церковно-приходскую. Её деревянное здание, построенное в 1886 году, входило в состав церковной недвижимости.
Служивший в Троицкой церкви до 1932 года священник Василий Иванович Жаворонков, 1888 г., был арестован и осуждён на 5 лет лагерей.
Также сохранилась книга «Историческое описание церквей Орловской епархии 1905 года». Каждый настоятель писал про свой приход, и про своё село, скорее всего, писал Птицын Пансофий, служивший в это время в местном храме. Вот о чём нам расскажет эта книга.
«Село Петрушково и принадлежащие к нему приходские деревни лежат в районе трёх, довольно значительных здесь рек: Водочи, Навли и Мавры. Само село расположено на правом возвышенном берегу реки Навли. С деревней Слободкой, расположенной на левом низменном берегу той же реки, село соединено значительной насыпью, плотиной с тремя хорошими мостами, благодаря чему сообщение не прекращается через реку даже весной. От губернского г. Орла село Петрушково находится в 65 вёрстах на северо-запад, а от уездного Карачева в 35 вёрстах на юг. По сказанию старожилов, местному преданию, по некоторым записям, историческое происхождение села Петрушково таково. На усадьбе, где в настоящее время живут духовные, в старину жили воры-разбойники, известные под прозванием ꟷ «Дьячки-Пучки». Их было четыре брата: Пётр, Гавриил, Герасим и Тит. Когда общая их семья значительно разрослась, они разделились на четыре самостоятельных двора и разошлись по разным местам. Пётр остался на прежнем месте и положил начало селению, названному от его имени Петрушково. Другие братья образовали другие селения, усвоив их названия от своих имён. Это существующие и теперь соседние сёла: Гавриловское, Герасимово и Титово. В древнее время в селе Петрушкове был храм в честь Рождества Христова. Но когда, кем и по какому случаю он был построен и какая судьба его ꟷ ничего не известно. Настоящий же деревянный храм во имя Живоначальной Троицы построен в 1746 году с благословения Феоктиста, епископа Брянского и Севского, старанием и на собственные средства здешней помещицы княгини Долгоруковой».

Карта проживания Птицыных. Слева-направо: Клетня, Петрушково, Хотимль, Кромы, Паюсово, Лаврово, Орёл, Никольское, Сторожевое, Дросково, Берёзовка, Кудиново, Вышнее Ольшаное, Нижнее Ольшаное, Пожарово.

Село Старое.


Шубские и Жаворонковы жили в селе Старом. Вот, что написано о нём в книге «Храмы Карачевского уезда». Село лежит в 27 км севернее Хотынца, в глубине национального парка «Орловское Полесье», у границы с Калужской областью. Оно известно с начала XVII в. как существующее село и уже тогда именовалось Старым (или Старосельем). В 1861 году это село стало волостным центром. Ныне село Старое относится к Ильинскому сельскому поселению.
В 1866 году в селе насчитывалось 287 жителей; в последующем его население неуклонно снижалось.
В 1830-х годах тщанием местного помещика поручика Дмитрия Ивановича Соколова в Старом была построена кирпичная церковь. К 1838 году строительство крестообразного в плане здания с железной кровлей было в целом закончено; не возвели к этому времени только колокольню. Однако по состоянию на 1841 год в храме их трёх планировавшихся престолов освящён был только «тёплый» придел в честь иконы Божией Матери «Казанская», находившийся в южном рукаве креста, а при двух других алтарях ещё не стояли иконостасы. В дальнейшем к церкви пристроили 24-метровую четырёхъярусную колокольню с пятью колоколами, звон которых был слышен даже в Хотынце. Тогда же закончили обустройство внутренних помещений и завершили сооружение иконостасов, получивших размеры 7х13 (центральный) и 6х6 м (придельные). Главный престол сохранил посвящение в честь Успения Богоматери, а в северном рукаве освятили придел во имя Стефана, также оставив память о местночтимом святом. В 1896 году в процессе капитального ремонта стены внутри церкви были расписаны по маслу «художественной живописью академической работы». Для этого в Старое был приглашён живописец из Москвы.
В 1626 году, когда храм ещё восстанавливался после разорения иноземцами, при нём назывались священники Иван, его сын Яков и Григорий Лазарев. В 1649 году также упоминается «села Старого успенский поп Яков». В 1693 году причт состоял только из священника и дьячка. В 1840 году причт Успенской церкви стал двуштатным, что объясняется большим количеством приписанных к храму деревень. Священнику Ивану Ивановичу Шубскому стал помогать молодой батюшка Даниил Иванович Жаворонков. В 1860 году упоминается священник Фёдор Александров. С 1876 года в состав причта в соответствии с учреждённым штатом входили два священника, дьякон и два псаломщика. В 1898 и 1903 годах упоминается священник Леонид Александровский, в 1899 году ꟷ Михаил Случевский, в 1903 году ꟷ Алексей Никольский. В 1910 году ꟷ священниками Успенского храма являлись Василий Андреевич Глаголев и Иван Иванович Первозванский. В 1911 году на служение в Старом был определён священник Антон Никифорович Соболев, в 1914 году упоминается Семён Жаворонков, а в 1915 году ꟷ Семён Дмитриевич Демидов. Казённое жалованье причту назначили только в 1912 году.
По преданию в начале XVIII века во время страшной грозы от ударов молний о землю загорелся лес. Крестьяне села Старое, прибежавшие его тушить, обнаружили бьющий из земли родник, где явилась Казанская икона. С тех пор источник стал почитаем, над ним была выстроена деревянная часовня. Недалеко от часовни находится купальня и открытая купель.

Карта проживания Жаворонковых. Слева-направо: Кабаличи, Супонево, Навля, Городище-2, Рождество, Карачев, Бошино, Петрушково, Навля (Карачевский уезд), Старое, Аболмасово, Хотынец, Меловое, Горки, Глинки, Коровье болото, Орёл, Богословское (ныне Платоново), Пирожково, Быкова гора, Скорятино, Ливны, Юрское, Стегаловка.

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website