Птицын Пансофий.

Эта страничка посвящена родословной Птицыных, родоначальником которой я считаю своего прапрапрадедушку Птицына Пансофия Александровича.

Птицын Пансофий с супругой

Ольгой Николаевной, 1898 год.

Птицын Пансофий.


История изучения моей родословной началась с одной фотографии. На ней изображён мой прапрапрадедушка Птицын Пансофий Александрович, священник села Петрушково Шаблыкинского района Орловской губернии, со своей супругой Ольгой Николаевной. Пансофий Александрович родился 13 января 1855 года в селе Нижнее Ольшаное Ливенского уезда Орловской губернии.
У фотографии есть обратная сторона с надписью: «Николаю Николаевичу Введенскому на память от священника Пансофия Птицына. 1898 год 25 августа».
Отец Пансофия, Птицын Александр Андреевич, 1828 года рождения, окончил Орловскую духовную семинарию в 1849 году (XVI курс) (ОЕВ 1867 год, №10) и стал священником Казанской церкви села Нижнее Ольшаное Ливенского уезда, умер в 1875 году в том же селе. Маму Пансофия звали Матрона Алексеевна, брата ꟷ Амфилохий, а сестёр ꟷ Каллиста и Неонилла (ранее считалось Исаниила). Дедушку Пансофия по отцу звали Птицын Андрей Егорович (Георгиевич), а его супругу Агафия Борисовна - бабушка Пансофия.
Сделав запрос в Государственный архив Орловской области по метрическим книгам Казанской церкви, села Нижнее Ольшаное, я получила следующие сведения:
«Уважаемая Елена Вячеславовна!

Сообщаем, что в имеющихся на хранении метрических книгах Казанской церкви села Нижнее Ольшаное Ливенского уезда Орловской губернии за 1843, 1852, 1855, 1861, 1874 гг. выявлены следующие сведения о Птицыных:

В метрических книгах Казанской церкви села Нижнее Ольшаное Ливенского уезда за 1852 (с февраля), 1855, 1861, 1874 гг. в составе церковного причта значится священник Александр Птицын.

Основание: Ф. 220. Оп. 2. Д. 457-460.

3 ноября 1852 года родился Зиновий, незаконнорождённый, крещён 14 ноября.

Родители ꟷ Рязанской губернии города Зарайска села «Белоомата» (Белоомута) казённая (государственные крестьяне) крестьянка вдова Екатерина Герасимовна Щукина, православная. Восприемники: приходской священник Александр Андреевич Птицын и купеческая жена Анна Петровна Селиванова.

Основание: Ф. 220. Оп. 2. Д. 457. Л. 30 об.

13 января 1855 года родился Пансофий, крещен 21 января.

Родители ꟷ приходской священник Александр Андреевич Птицын и его законная жена Матрона Алексеевна, оба православные. Восприемники: помещик Матвей Петрович Окулов и ливенская купеческая жена Анна Петровна Селиванова. Таинство крещения совершали священник Иоанн Аретинский, диакон Василий Турбин, дьячок Иван Каанский, причетник Василий Вознесенский.

Основание: Ф. 220. Оп. 2. Д. 458. Л. 2 об.-3.

7 мая 1855 года родился Иоанн, крещён 8 мая.

Родители ꟷ казённый крестьянин Конон Трофимович Агрысков и его законная жена Марья Харлампиевна, оба православные. Восприемники: приходской священник Александр Андреевич Птицын и казённая крестьянская девица Екатерина Авксентьевна Дорофеева.

Основание: Ф. 220. Оп. 2. Д. 458. Л. 9 об.

26 декабря 1861 года родилась Мария, крещена 27 декабря.

Родители ꟷ казённый крестьянин Иван Яковлевич Мокашев и его законная жена Прасковья Михайловна, оба православные. Восприемники: приходской священник Александр Андреевич Птицын и казённая крестьянская жена Серафима Ильинична Мягких.

Основание: Ф. 220. Оп. 2. Д. 459. Л. 21 об.

28 января 1874 года состоялось бракосочетание:

жених ꟷ села Ломигор дворянин Александр Иванович Моравский, православный, первым браком, 19 лет; невеста ꟷ села Нижнего Ольшаного священника дочь Каллиста Александровна Птицына, первым браком, 20 лет. Поручители по жениху: дворянин Владимир Александрович Моравский и ливенский купец Николай Семенович Васильев.

Поручители по невесте: малоархангельский дворянин Александр Александрович Паперцев и села Ломигор священник Иван Арепенский.

Совершал таинство священник Александр Птицын.

Ф. 220. Оп. 2. Д. 460. Л. 46 об.-47.

1 июля 1874 года состоялось бракосочетание:

жених ꟷ Щигровского уезда помещик Василий Дмитриевич Шатилов, православный, вторым браком, 37 лет; невеста ꟷ села Нижнего Ольшаного священника дочь Неонилла Александровна Птицына, первым браком, 17 лет. Поручители по жениху: ливенские помещики Иван Александрович Моравский и Александр Иванович Моравский. Поручители по невесте: Болховского уезда села Паюсова священник Иван Соломин и губернский секретарь Афанасий Алексеевич Гиацинтов.

Совершал таинство священник Александр Птицын.

Основание: Ф. 220. Оп. 2. Д. 460. Л. 49 об.-50».
Странички Птицына Пансофия, а также его отца Александра есть в интернете на сайте «Православное духовенство».
Несколько слов о селе Нижнее Ольшаное. Своё название оно заимствовало от реки Ольшанки, на берегах которой в изобилии росла ольха. В селе была церковь, школа и две торговые лавки, в 1880 году там насчитывалось 347 дворов бывших государственных крестьян. У нижнеольшанцев была особенность говора: в речи вместо звуков «ц» и «ч» всегда звучали «с» и «ш».

Ливенское духовное училище.


Продолжу описание жизни Пансофия. В 1875 году Пансофий поступил в Ливенское духовное училище. Оно было начальным учебным заведением Орловской епархии Русской православной церкви, которое было образовано в 1817 году. Здесь обучались дети всех сословий, при этом у выходцев из семей священнослужителей были привилегии. Они не платили за содержание и обучение, хотя их принимали по конкурсу. По окончании училища выпускники могли стать дьячками или продолжить образование в любых средних учебных заведениях. Большая часть воспитанников переходила в Орловскую духовную семинарию.

Орловская духовная семинария.


В приготовительном классе изучали закон божий, арифметику, русский и церковнославянский языки. В первом классе к вышеперечисленным предметам добавлялся латинский язык, во втором ꟷ греческий, а в третьем и четвёртом ꟷ география. Также у воспитанников были пение и гимнастика. По выходным и праздничным дням в сопровождении училищного священника Петра Покровского воспитанники отправлялись в Скорбященскую церковь.
Смотритель часто посещал классы во время уроков. Недостатки обсуждались в Правлении, делались надлежащие замечания и указания, как правильнее и успешнее вести учебное дело по каждому предмету. Малоуспешным ученикам старались помогать. Надзор за учениками был неослабный. Смотритель, его помощник и надзиратель ежедневно посещали ученические квартиры, а некоторые по 2-3 раза на день. При таком усердном наблюдении за воспитанниками особенных проступков против благоповедения не проявлялось. Учебные пособия выдавались из фундаментальной библиотеки, ученики снабжались письменными принадлежностями. Смотритель училища давал по 4 пера на 1 месяц, по ¾ десяти бумаги на месяц, по 1 ручке для стальных перьев на треть учебного года, по 2 карандаша тоже на треть, по 1 ножику на 10 учеников на весь учебный год. Учащихся обеспечивали сюртучной парой из сукна и одной парой сапог с калошами, некоторые получали и летнюю пару одежды.
Пищей ученики довольствовались три раза в день. Еда всегда приготовлялась чисто, хорошего качества и в таком количестве, какое назначено было съездом духовенства. Во время постов было сделано отступление от сметного расписания. Постная пища, при всём её разнообразии, не была питательной, ученики от неё слабели физически и в своих занятиях, смотритель, заметив это, покупал для учеников рыбу два раза в неделю. Каждый год составлялись подробные сметы расходов. Сюда входили: жалованье наставникам, учителям, священнику, на содержание дома, освещение, покупку лошади, упряжи, саней простых и водовозных, летнего тарантаса, на содержание библиотеки и канцелярии, наём писца, на содержание учеников пищей, одеждой, обувью, на баню и письменные принадлежности. (ОЕВ, 1876 год, №14.)
В 1881 году Пансофий получил свидетельство об окончании полного курса, а в 1882 году поступил в Орловскую духовную семинарию. Это было средним учебным заведением Орловской епархии, оно готовило священно- и церковнослужителей и существовало с 1788 по 1918 год. Обучение было шестиклассным. Располагалась гимназия на Казначейской улице, сейчас эта улица носит название Студенческой.
Ректором во время обучения Пансофия был Епископ Александр Богданов, проработавший 19 лет в семинарии и заслуживший название «дорогого начальника и отца учащихся». Он полностью переустроил семинарию. Из трёхклассной она стала шестиклассной. В ней могли обучаться на одинаковых условиях дети всех сословий государства. Духовная семинария готовила священников и учителей народных школ. В ней обучалось около 600 человек.
При Богданове перестроили и сами здания. Расширили главный корпус, сделали капитальный ремонт и обновили семинарскую церковь. При семинарии находился больничный корпус, сад, огород, конюшня, житница* с ледником* и баня. В подвальном помещении была кухня, пекарня, кладовые и мастерские. Первый этаж отвели для преподавателей, второй ꟷ под классы, а на третьем устроили комнаты для семинаристов. Была при семинарии своя домовая церковь Иоанна Богослова, сперва маленькая, внутри основного здания, затем в 1891 году её перенесли в специальную пристройку на втором этаже, подняться на который можно было по винтовой лестнице. Земли семинарии были обнесены кирпичной оградой, с четырьмя воротами. Рядом с каждыми из ворот стояли маленькие домики привратников.
На протяжении всего XIX века духовная семинария была одним из культурных центров города. С 1865 года при ней издавалась газета «Орловские епархиальные ведомости». В конце XIX века появились «древнехранилище» (своего рода музей, где хранились старинные книги и произведения церковного искусства) и фундаментальная библиотека. Несмотря на то, что комплекс зданий семинарии был выстроен на окраине, с их появлением жизнь прилегающей местности постепенно оживилась. Дороги, ведущие к землям семинарии, к середине XIX века стали улицами и переулками города.
К концу столетия каменные семинарские здания стояли в окружении деревянных усадеб с резными фасадами и заборами. Наверняка много красивых домов было и на самой улице Семинарской. На ней же располагались одни из въездных ворот на территорию семинарии и примыкающая к ограде больница с отдельными воротами.
Все семинаристы носили форму. Ежегодно они получали две суконные курточные пары и пояс, фуражку, три пары белья, две пары сапог, калоши. Один раз в два года ꟷ драповое пальто. В шестом классе вместо курточной пары с поясом выдавалась сюртучная пара, что выделяло выпускников в общей массе семинаристов.
Стол воспитанников духовной семинарии различался в обычные дни и дни поста. Вот, к примеру, что ели учащиеся в сентябре-ноябре 1909 года. На завтрак они получали чай с пшеничной булкой. Обед был более плотным, состоящим из 3 блюд. По понедельникам, вторникам, субботам и воскресеньям был «скоромный стол»: щи с говядиной, говядина с хреном, каша с говяжьим салом или котлеты с картофельным пюре. По средам и пятницам мясные блюда заменялись рыбными и грибными («постный стол»): окрошка из севрюги (рыба семейства осетровых), щи или суп с белыми грибами, рисовые котлеты с грибной подливкой, пирожки. Во времена длительного поста меню семинаристов несколько менялось. Чай с пшеничной булкой они получали уже не только утром, но и вечером. Часто давали севрюгу и солянку из неё, а также котлеты из манки, пирожки, оладьи. Кашу заправляли подсолнечным маслом.
http://орёлпорусски.рф/2016/09/17/orlovskaya-duhovnaya-seminariya/
После обучения в семинарии Пансофий был рукоположен в священники к церкви села Петрушково Карачевского уезда.

Благотворительность.


Пансофий Александрович охотно участвовал в благотворительной деятельности, состоял членом Иоанно-Богословского Попечительства при домовой Семинарской церкви. Иоанно-Богословское Попечительство при домовой Семинарской церкви было основано в 1889 году главным образом для помощи бедным воспитанникам. На заседаниях Правление входило в обстоятельное обсуждение нужд учащихся. Главное внимание обращали на одежду воспитанников. Снабжали новыми суконными курточными парами, куртками, брюками, сапогами, пальто. В праздники Рождества Христова и Св.Пасхи выдавался чай и сахар беднейшим семинаристам, оставшимся в семинарском корпусе.
Также содействовали поддержанию благолепия храма при семинарии, выдавались небольшие денежные пособия певчим хора во время отпусков (на покупку чая и сахара). Слева на фото знак Орловского Православного Петропавловского братства.
Также Пансофий Александрович был членом Орловского православного Петропавловского братства, которое было учреждено 2 марта 1887 года при Кафедральном Петропавловском соборе города Орла. Задачей Братства на тот момент являлось христианское просвещение орловского народа, издание православной литературы, открытие общественных библиотек и церковно-приходских школ. Надо заметить, что во второй половине XIX века Орловская губерния испытывала сильное влияние раскольников, за деятельностью которых братья вели наблюдение. Братство считало возможным через просвещение детей противодействовать влиянию секты скопцов, популярной в Орловских краях. В начале XX века Братство являлось третьим издателем в Российской Империи по объёмам выпускаемой православной литературы. Революция и гражданская война заставили Братство приостановить свою деятельность и только в начале XXI века, в 2010 году, по благословению преосвященнейшего архиепископа Орловского и Ливенского Пантелеймона, Братство было воссоздано с гораздо более обширным полем деятельности.
Пансофий Александрович усердно исполнял свою пастырскую работу и был награждён набедренником* в 1894 году и скуфьей* в 1899 году. (ОЕВ, 1894 год, №30, ОЕВ, 1899 год, №9.)

Плеве Вячеслав Константинович.

Плеве Вячеслав Константинович.


Пансофий Александрович активно участвовал в общественной жизни и отправлял записи своих наблюдений за крестьянами министру внутренних дел Вячеславу Константиновичу Плеве. Вот о чём он писал 25 мая 1897 года. «На сходы староста начинает созывать рано утром, через выборного раз, два, три, а потом и сам ходит по дворам. Редко крестьяне охотно идут на сход, самые дела кончаются обыкновенно к
вечеру. На сходах могут быть и посторонние, и женщины со своими просьбами. Идя на сход, все одеваются в лучшие одежды, а почётные старики с костылями. Пьяные на сход очень часто приходят. Сходы бывают при начале каждой работы, при найме пастухов, сторожей, выборных, при засыпке и разборке хлеба в магазин, при общественном Богомолии, при разделе отца с сыновьями или братьев, решаются жалобы и показания делаются и вообще при каждом деле бывают сходы и всегда кончаются хорошею пойкою водки, а иногда и дракою. Всякое решение делается общественными мироедами*, людьми и более бедными, но любителями водки и способными более кричать. Всякое дело заносится сельским писарем в общественную книгу, а приговоры подписываются всеми». Слева на фото Вячеслав Константинович Плеве (1846-1904 гг.) ꟷ министр внутренних дел России.
А вот как описывал Пансофий Александрович преступления и отношение к ним крестьян. «Мелкое воровство развито на водку, но их ловят и бьют, своим судом более наказывают. Разбоев не бывает. Лощадей крадут более в Дмитровский уезд и к Севску. Сговариваются с местными парнями, и те им ночью выдают хорошеньких лошадей. На поиски ходят сами крестьяне и ищут по месяцу и более, но редко приходится найти украденную лошадь.
Работник, недовольный хозяином, делает ему зло: подговаривает конокрада украсть лошадь или добро. У воров есть своя шайка на дальние расстояния, одни передают другим и так далее, а барыши делят все. Краденое продаётся больше по ночам в чужом городе на базаре, под видом бедняка, что у него нет хлеба.
Святотатства* крестьяне не знают, хотя часто погрешают.
Убить колдуна или увечить его не считается грехом и наказанию не подлежащим. В одной деревне молодую бабу соседки и все вообще на улице защекотали почти до смерти из-за того, что она ходит в платье, подрывает их моду ꟷ понёвы*. Многие по суеверию собирают траву или землю с полей. Логовы* в посеянных полях считают сделанными колдунами, хотя там лежала бродячая лошадь или корова. Чтобы лён лучше родил, считают девушки, нужно украсть лепёшку на пасхе у духовных и съесть её в поле. Срубать что-либо в лесу, украсть сноп ржи, овса или сена лошади ꟷ нет греха, как будто всё растёт для всех. Про охоту теперь узнали закон от опытных охотников. С ворами и конокрадами крестьяне распоряжаются по-своему и могут убить совсем, если был вовремя пойман, а увечья часто бывают таким людям. Женщинам не делается снисхождение. На пойманного вора надевают хомут*, водят по деревне с криком и делают побои. Известного вора часто крестьяне не принимают к себе на поруки, а ссылают в ссылку. Ябедников крестьяне не любят и причиняют ему часто чехотку побоями. Нечаянно во время проезда был задавлен мальчик 5 лет, виновного послали на покаяние на три года к местному священнику, тот хорошо нёс покаяние, и грубый человек теперь сделался мягким, вполне осознал свой грех.

Судебное разбирательство и следствие.

Раз сельский сход откажет, то обращается в волостное правление и к Земскому Начальнику. За кражу хомута из сарая волостной суд приговаривает к 20-дневному аресту за оскорбления и ругательства скверными словами 10 розг, но розги редко употребляются. За побой овса 1 дес. Земский Начальник взыскивает стоимость его 10 рублей, арест и штраф крестьяне из-за позора от соседей предпочитают телесному наказанию. При волостном правлении есть так называемая крестьянами бложница, небольшая тёмная комната, куда сажают арестованных на хлеб и воду. Судебного следователя крестьяне боятся, потому его избегают. Лжесвидетельства бывают, за бутылку водки другой и присягу принимает.

Приход в деревню властей.

Властей крестьяне встречают с почтением и, стоя без шапок, опустив голову вниз или облегнусь* на костыль, выслушают со вниманием начальника и исполняют каждое приказание, хотя и говорят после: «Он зверь травленный, волк, от него не скроешься». Подати* с трудом, но плотятся исправно, редко продают что, раз только сведут скот со двора, крестьянин скоро добывает деньги. Не продаётся хата, последняя лошадь. Бывают случаи, что крестьяне долго не соглашаются с начальством, упорствуют, но в конце концов делают требуемое.

Власти, отношение к крестьянам.

а) Земский начальник охотно помогает крестьянам и хорошими советами, и делами, он постоянно их видит и всегда желает сделать для них хорошее. Между тем, крестьяне его боятся и избегают его, сходы всегда бывают без ведома Земского Начальника. Подати плотятся аккуратно, неисправных староста ограничивает семидневным арестом.
б) Исправника крестьяне не знают, и становой пристав почти никогда не бывает в селе и ни в какие дела общественные не вмешивается.
в) Урядник* часто бывает в селе, строго поступает с крестьянами по закону, и крестьяне охотно его слушают и исполняют все его приказания. Также относятся к сельским и десятским*, считают их за власти и исполняют их приказания.
г) Волостной суд решает все дела крестьян, судьи избираются самими крестьянами из их сроды. За выдачу паспортов плотят три рубля. Законов крестьяне никогда не читали и ничего не знают сами. Опеку малолетних сирот волостной суд возлагает на ближайшего родственника и аккуратно требует отчёты. Волостной писарь делает почти все дела: он разбирает жалобы и подыскивает на суд законы, проверяет списки крестьян.
д) Сельский Староста всецело зависит от Волостного Старшины и Земского Начальника, неотложно исполняет все их приказания, а с крестьянами поступает, как власть имеющий. С помощью особого сборщика Староста собирает повинности два раза в год: осенью 4 рубля 11 копеек с души и весною 4 рубля 11 копеек с души надельной* земли. Крестьяне охотно поздравляют своё начальство с праздниками, с ангелом и с приездом после долгой отлучки и делают подарки от своих трудов, но более делается не как начальнику, а как владельцу. Всякие решения крестьянами исполняются и против начальства никогда не спорят».
(ГАРФ. Ф.586. Оп.1. Д.114. Л.1-8. Данные найдены в Российской государственной библиотеке РГБ в отделе диссертаций в Химках, а также в Государственном архиве Российской Федерации ГАРФ.)

Тенишев Вячеслав Николаевич.

Тенишев Вячеслав Николаевич.


Судьба связала Пансофия Александровича ещё с одной важной фигурой — князем Вячеславом Николаевичем Тенишевым (1843‒1903 гг.), который был крупнейшим предпринимателем, присяжным поверенным, организатором Акционерного общества Брянских заводов, социологом, этнографом, археологом и педагогом-учредителем Тенишевского реального училища в городе на Неве.
В 1897 году было создано этнографическое бюро в Санкт-Петербурге. Создавая его, Тенишев В.Н. ставил перед собой как идеологические, так и научные задачи. Он прекрасно понимал ситуацию, сложившуюся в Российской империи на рубеже ХIХ-ХХ вв., и пришел к выводу, что сохранить стабильность общества можно научившись хорошо управлять людьми и особенно самым многочисленным народом империи — великорусами. Для этого, считал он, нужно хорошо знать мировоззрение «управляемых», их поведение, вкусы, привычки и потребности. По его мнению, выяснить всё это можно было только в результате массового опроса русского населения страны.
Бюро обратилось ко всем желающим собирать информацию о крестьянах. Откликнулись 350 человек из 24 губерний. Бюро разработало программу всестороннего исследования жизни русских крестьян. Используя принцип материальной заинтересованности, Тенишев В.Н. добился того, что сведения, присылаемые ему в Петербург, были достаточно достоверными, они подтверждались копиями договоров, расписками. Присланные рукописи не просто оплачивались, но оплачивались дифференцированно, в зависимости от полноты и качества материала. В бюро имелись штатные и внештатные сотрудники.
Первые жили в Петербурге, ежедневно приходили на работу в бюро и были квалифицированными специалистами в области этнографии. Внештатные сотрудники, так называемые корреспонденты, — это люди, заключившие с этнографическим бюро договор на выполнение работ по сбору этнографических сведений в той местности, в которой они жили. Это были учителя, священнослужители, семинаристы, студенты и небольшое количество образованных крестьян. Среди таких корреспондентов был Птицын Пансофий Александрович.
В этнографическом музее города Санкт-Петербурга хранятся 2 рукописи:
Архивные шифры и названия дел:
АРЭМ. Фонд 7, опись 1, дело 1024. Птицын П. Местные условия жизни. Личные и имущественные отношения. Сходы. Взаимоотношения с властями. Отношение к церкви и религии. Школа. Кабак. Жилище. Одежда. Пища. Экономическое положение богатого и бедного крестьянина. Сближение молодежи. Помолвка. Свадьба. Рождение и воспитание детей. Ссоры и драки. Болезни. Бедствия. (Карачаевский уезд, Орловская губ.) 1897 год. ꟷ 18 листов.
АРЭМ. Фонд 7, опись 1, дело 1025. Птицын П. Воззрения на природу. Особые обряды и празднования. (Карачаевский уезд, Орловская губ.) 1897 год. ꟷ 2 листа.
Штатные сотрудники занимались подбором корреспондентов на местах, рассылая через епархиальные и народные училища, местные статистические комитеты и по другим каналам составленную Тенишевым В.Н. «Программу», руководили работой с корреспондентами, принимали рукописи, оценивали их содержательную сторону, проводили первичную обработку и систематизацию присланного материала, редактировали тексты, передавали их на перепечатку. Внештатные сотрудники, согласившись на работу с бюро, обязаны были выполнять ряд требований, которые были изложены в письмах-инструкциях, высылавшихся вместе с программой.
Корреспонденты, отвечая на вопросы программы, должны были излагать свои непосредственные наблюдения за жизнью народа, записывать возможно более точно рассказы крестьян, их отзывы на события, происходящие в той местности, где они живут, раскрывать отношение крестьян к тем или иным явлениям действительности. Полученную информацию автор должен был, по возможности, подкрепить различного рода документами: копиями трудовых и брачных договоров, расписками крестьян, копиями судебных решений, подробными списками приданого и т.п. При этом корреспондент должен был стремиться к тому, чтобы отзыв о событии был получен в атмосфере непринужденного разговора с крестьянами.
Работа корреспондентов хорошо оплачивалась. Стоимость рукописи зависела от качества информации и точного соблюдения всех правил оформления. Гонорары за оригинальные рукописи составляли от 15 до 30 рублей за текст, включавший в себя 35 000 букв, за копии с документов от 5 до 10 рублей с печатного листа. Деньги высылались автору немедленно по одобрению присланного материала.
Для сбора материалов по всей стране была разослана толстая книга с вопросами, ответы на которые нужно было отправлять в бюро, расположенное в Санкт-Петербурге. За два года удалось собрать огромный и уникальный по своему значению материал. Ответы на 2500 вопросов позволили составить полную картину социально-экономической жизни крестьянства Центральной губернии Европейской России в конце XIX века. За весь период работы в Этнографическое бюро поступили 3492 рукописи из 23 губерний Европейской России, в том числе и материалы из Орловской губернии. Князем на это научное предприятие было израсходовано около 200 000 рублей, сумма по тем временам весьма значительная. От корреспондентов ожидался конкретный материал, а не общие рассуждения. На первой странице вопросника было напечатано предупреждение, что от сотрудников «требуются факты, а не выводы», поэтому следует не рассуждать, а отвечать на вопросы. Все полученные материалы были перепечатаны на машинке, чтобы при работе над книгой князю не приходилось разбирать плохой почерк. Тенишев В.Н. скончался в 1903 году, так и не успев закончить свой обобщающий труд. Исчерпывающие сведения о быте крестьян, собранные незадолго до того, как этот быт был практически полностью разрушен, сами по себе являются уникальным историческим материалом, востребованным этнографами и фольклористами.
ethnomuseum.ru, vk.com/@uteatr-etnograficheskoe-buro-knyazya-vn-tenisheva, https://www.puteshestvie32ru/content/tenishevv, kommersant.ru/doc/2579200
Летом 1907 года Пансофий Александрович был на рыбалке и простудился, умер от воспаления лёгких. Супруге Ольге Николаевне с малыми детьми была назначена пенсия в размере 31 рубля и 50 копеек.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website